Как у нас отняли Волгу

Без билета к водоему не пустятХотите припарковаться у летнего кафе? Платите его продавцу и не просите квитанцию. А то…

– Искупаться бы сейчас! – мечтательно сказал я. Августовское солнце так раскалило редакционную машину, что наши рубашки промокли от пота. Мы подъехали к бетонному забору, огораживающему территорию ЗАО ИФК «Город» возле берега поселка Усть-Курдюм и сильно удивились надписи на вывеске у шлагбаума: «Парковка автотранспорта – 3000 рублей». Что-то дорого за стоянку. Оставив «шестерку» возле ограды, мы пошли к виднеющемуся неподалеку летнему кафе. Его продавщица нас несколько «утешила»: –  Платите 30 рублей и подгоняйте сюда машину. Искупаться можете на пляже…

– А квитанцию дадите?

– Квитанцию? Нет!

Пляж, как таковой, на территории ЗАО ИФК «Город» увидеть нельзя. Имеется заваленный кучами мусора и строительными отходами берег. На нем – две женщины и ребенок.

– Здесь за стоянку машин деньги берут? – спросил я.

– Когда как, – ответила загорелая дама. – На днях нам пришлось заплатить, другие ставили легковушки бесплатно. Правда, в выходные дни в летнем кафе сидит человек, забирающий деньги от отдыхающих, когда их много…

– А что же здесь строят? Где краны и бульдозеры?

– Этого мы не знаем. Спросите-ка в другом месте…

Мы заглянули в кафе и купили там по стакану чая. Продавщица была не очень разговорчива.

– У меня есть приказ – получать с людей деньги за парковку. Вот и все…

Вскоре в кафе зашел дяденька лет под 40. Он молча уселся за столик и стал пристально смотреть на нас.

– 30 рублей вам отдавать?

– Ага.

– Но документ, подтверждающий оплату, мы получим?

– Не-а…

Наш автомобиль мы так и не пригнали к кафе. Во-первых, деньги жалко, во-вторых, неохота стать «липками», которых «трясут», а в-третьих, я помню, как неделю назад один из наших сотрудников столкнулся тут с явным нежеланием накачанного молодого мужчины, который требовал с него купюры, говорить о квитанции. «Если не понимаешь, – уточнил тот, – я сейчас сюда пацанов позову, они тебе все объяснят!..»

«Пацанов» мы не встретили. Продавщица унесла наши стаканы, равнодушно глядя, как журналист «Репортера» беседовал с гуляющей по берегу жительницей Саратова. Та представилась Верой Сенчиной.

– Вы просто приехали сюда в то время, когда народу в летнем кафе нет. Помню прошлое воскресенье: мы с мужем тогда тоже спрашивали у продавцов, с какой стати нам нужно раскошеливаться за свою припаркованную у кафе «девятку»… Мол, если стоянка платная, давайте квитанцию, если нет – извините. «Тогда катитесь вон, – сказали они, – это частная территория. Сегодня за все «башлять» надо!» Теперь вот пешком здесь хожу. Муж заявил, что никогда  неизвестно кому платить не будет и машину у кафе не поставит…

Я отправился изучать волжский берег, где «Город» хочет что-то возвести. По соседству с летним кафе находится база отдыха «Скала». На бетонном заборе написано, что с людей, топающих своими ногами к «Скале», денег не берут. Хорошо, хоть пешеходы передвигаются тут бесплатно. Зато автомобилисты могут свалиться под руль от жути, увидев, как метров за 100 перед шлагбаумом поворот с дороги… обрывается вниз. Это оползень. По словам продавщицы кафе, «строят» здесь уже год, но так ничего и не построили. Но летнюю забегаловку не преминули открыть. Навес кафе со слоганом на нем известного пива виден издалека…

ХОЗЯИН ИХ НАКАЖЕТ?

ЗАО ИФК (инвестиционно-финасовый холдинг) «Город» хорошо известен главе администрации Усть-Курдюмского округа Александру Сорокину. Он также получал жалобы от местных жителей на сборы денег за стоянку машин.

– Я не раз приезжал туда и разговаривал с руководителем «Города» – предпринимателем Александром Тимошком. Тогда все неприятные вопросы мы решили. Они пытаются начать стройку, проводят там пока изыскательские работы и очищают пляж. Территория ЗАО арендована. По факту сбора денег скажу, что их собирают незаконно, творя безобразие и самовольщину. Нужна платная стоянка – пусть ее открывают, но по закону и оформят, как положено. Хотя Тимошок пусть сам разбирается со своими сотрудниками. Но знаете, если люди жаловаться на «Город» не прекратят, мы перекроем ведущую к базе отдыха «Скала» дорогу. Она принадлежит администрации Усть-Курдюма…

Теперь нам осталось лишь побеседовать с Тимошком. Он нашему телефонному звонку не удивился.

– Земля в Усть-Курдюме передана нам в бессрочную аренду на 49 лет. Раньше она была брошенной, ее завалили металлоломом и мусором. Эта территория официально зарегистрирована как стройплощадка, мы собираемся там построить туристический комплекс. Хотя пока неподалеку от участка есть оползневая зона. Но лично я запретил ездить на него на автомобилях, даже реальную цену за парковку назначил: 3000 тысячи рублей. В летнем кафе бывали такие гульбища, что если глава Усть-Курдюмского округа перекроет эту дорогу, я буду только рад. 30 рублей, о которых вы сказали, собирают неофициально. Я во всем непременно разберусь…

Комментарии Александра Тимошка нисколько не помогли нам понять, что же делать жителям Саратова и Саратовской области, если они  решат отдохнуть на Волге. Почти все побережье реки возле города отдано частным предпринимателям, которые открыли для людей платные пляжи. Конечно, коли есть «лове» – идите туда, плавайте, загорайте, оттягивайтесь. «Лове» нет  – топайте тогда под автодорожный мост, там все бесплатно. И ничего, если вы будете спотыкаться о каменные плиты, получать солнечные ванны на ржавых трубах или сидеть рядом с алкашами, полюбившими под мостом заливать очи. Главное – вы отдыхаете! Правда, когда вас (упаси Бог!) вынут из великой русской реки  утонувшим, чиновники города просто подумают: «Еще один сгорел на Волге…» Именно о чиновниках (и еще – о жертвах коричнево-зеленой волжской воды) рассказал нам председатель областного Общества спасения на водах (ОСВОД) Андрей Болдырев.

МЕРТВЫЕ ПОМНЯТ ПРО ЧИНОВНИКОВ

– За истекший период 2004 года в Волге утонули 255 человек, – сказал он, – в их числе – 20 детей. Утопленника нашли и под автодорожным мостом на прошлой неделе. Там вообще самое страшное место для отдыха и купания: нырнул, а всплыл уже захлебнувшимся… Почему эти люди утонули? Потому что в Саратове и области нет оборудованных мест для купания, как нет и спасателей. На платном пляже, что расположен в Усть-Курдюме, их не встретишь, на городском пляже вместо спасателей работает бригада водолазов-поисковиков, задача которых – вытаскивать из воды трупы. Они, конечно, поедут вытаскивать и тонущего человека, но – если успеют. Пока что любой из нас, придя на Волгу, найдет на воде только буйки, которые выставлены не иначе, как для красоты. В Саратовской области есть 350 водных объектов, но отдыхающих там спасать некому. Там нет даже знаков: «Купание опасно для жизни»! Иногда местные чиновники напишут какую-то табличку от руки, вывесят ее на берегу, однако она не является официально зарегистрированным знаком. Как вы понимаете, никто не обращает на нее никакого внимания. На ПДС в городской администрации у заместителя мэра по социальной сфере недавно был об этом разговор. Там даже милиционеров покорили: «Вот вы народу купаться разрешаете, а не надо…» Но милиция и не вправе запрещать людям нырять в Волгу! Воистину правда: в Саратове есть нужные законы, но они не исполняются муниципальными чиновниками. Так что наши земляки могут купаться и успешно тонуть, где захотят!

ОМБУДСМЕН В ПЕЧАЛИ

Слова, которые «Репортер» услышал от уполномоченной по правам человека Саратовской области Нины Лукашовой, были очень грустными. Эта чиновница, сдается, просто не в силах что-то изменить в деле (точнее, в его отсутствии) организации отдыха на воде.

– Несколько лет ведется разговор о расширении Набережной до Заводского района, – сказала она при нашей встрече. – Сейчас купаться с нее не только опасно, а просто страшно. ОСВОД ничего в этом плане не делает и не работает с населением. Все указанные вопросы в администрации города обсуждались, и не раз, но что толку? Наши дети хотят купаться, купаются и тонут! Если вопрос с отдыхом горожан на Волге мы не решим в ближайшее время, будет настоящая беда. А ЗАО ИФК «Город» необходимо проверить – законно ли там собирают деньги за стоянку автомашин…

Лукашова во многом права, но объект «строительства» в Усть-Курдюме как-то не очень вписывается в проблему опасного для жизни купания. Разумеется, тамошний народ как плавал, так и будет плавать, где ему захочется (если случится несчастье, то там же и тонуть), но какое право имеют люди, работающие у Тимошка, «трясти» приезжих, как липки? Хотя надо уточнить, что мужчина, который велел нам платить за стоянку деньги именно ему, может и не трудиться в штате «Города». Ведь когда я его спросил: «Вы работаете здесь?», он только ухмыльнулся и не вымолвил в ответ ни слова. Так что я тоже имею возможность зайти, например, в любую «таверну» Саратова и сказать какому-нибудь простачку: «Давай деньги мне…» Только такие простачки в «столице Поволжья» вряд ли найдутся. Жаль, что в Усть-Курдюме, скорее всего, нет людей, которые заинтересовались бы поборами и пошли с заявлением в компетентные органы. Без этого любой незнакомец может брать банкноты с кого угодно.

Леонид КРЮЧКОВ

Фото автора

Оставьте комментарий